ФилимоненковДО (fdo_eq) wrote,
ФилимоненковДО
fdo_eq

Categories:

Про теорию вероятностей для школьников

aywen говорит об учебнике для школы по теории вероятностей. Я этот учебник не видел, и, следовательно, говорить о нем не могу, но несколько замечаний о преподавании теории вероятностей в школе сделаю.

Cовсем замалчивать эту тему действительно нехорошо. Ибо кроме школы человек живет еще и во внешнем мире (удивительно, правда?), а там понятия из теории вероятностей треплют кто не попадя. Тут либо одиннадцатую заповедь вводить ("не упоминай статистику всуе"), либо, действительно, народ просвещать. Все дальнейшие рассуждения построены на предположении, что мы выбрали второй вариант.

Тут снова нужно делать выбор. Рассказывать теорию вероятностей по-серьезному, или ограничиться пересказом в стиле "ученые доказали". Оба имеют свои минусы. Теория вероятностей содержит слишком маленький кусок, который можно рассказать строго на школьном уровне. На самом деле это только конечные пространства событий, да и то требуется четкое понимание учеником теории множеств. А без этого курс рискует вылиться в то, во что частенько превращаются уроки естественных дисциплин, когда преподаватель начинает ставить себе благую на первый взгляд цель показать предмет на современном уровне (образец см. http://fdo-eq.livejournal.com/41904.html ) Убить интерес детей - дело нехитрое...

С другой стороны курс в стиле "рассказы о теории вероятностей" не только не исправит, а еще и усугубит проблему болтовни по поводу статистики. На мой взгляд получится что-то типа "политической экономии". "Политическая теория вероятностей", ха-ха. Аналогия мне кажется тем более реалистичной, что учителей, знающих теорию вероятностей, настолько мало, что проще считать, что их нет. Я не верю, что средний выпускник пединститута в состоянии объяснить разницу между теорией вероятностей и статистикой как науками, не говоря уже о более тонких вопросах. А учит-то не учебник, учит учитель. Мало ли, чего вы там в книжке понаписали. Учитель в средней школе в глубинке спальных районов знает про статистику из того же телевизора, что и все.

Так что организация отдельного курса бессмысленна (что, конечно, не аргумент для тех, кто принимает решение о содержании образования). Но на самом деле, если мы хотим, чтобы люди не давали себя обмануть в жизни псевдостатистическими аргументами, для этого не нужно специальных знаний, нужна простая логика, которая, как известно, базируется на нормальной теории множеств. А развитие этих навыков, как известно, достигается изучением математики. Так что может не нужно городить большого огорода, нужно просто ввести в курс математики понятия теории вероятностей?

Вот тут-то и оказывается, что мы ломимся в открытую дверь. На самом деле в популярной серии учебников по алгебре для 8-11 классов с углубленным изучением математики Н.Я.Виленкина с соавторами теория вероятностей присутствует. Причем в нормальном изложении и планировании, что видно из следующих признаков: во-первых, изучаются только конечные пространства событий, не выходя из области интуитивно понятных слушателю (ребенку!) объектов. Во-вторых, преподавание ведется в нормальной парадигме возвращающегося обучения, когда одно и то же рассказывается неоднократно, каждый раз на несколько более высоком уровне. В частности, у Виленкина главы по теории вероятностей есть в учебниках девятого и одиннадцатого классов. В-третьих, каждый раз глава о теории вероятностей предваряется главой по комбинаторике. Кроме того, основы теории множеств в курсе также есть и теория вероятностей строится на ее основе (и при этом не выходя за рамки изученых сущностей).

Другое дело, что в реальности я что-то не слышал, чтобы эти главы действительно преподавались. Учителя предпочитают вместо этого порешать задачи а-ля вступительная математика. Жаль, но такова жизнь, учительская логика вполне согласуется с тем, как реально контролируют их работу.

Стало быть, нормальным решением было бы следующее:
1. Перенести в основной курс математики главы с изучением теории множеств (впрочем, по идее они там и так есть), примитивной комбинаторики (полезно само по себе!) и элементов теории вероятностей. В курсе теории вероятностей рассказать, чем занимается матстатистика, но не врать, будто мы ее изучаем.

2. Организовать повышение квалификации учителям математики с напоминанием, что значат все эти слова...

3. Обеспечить обязательность изучения этих глав.

Но ничего подобного сделано не будет. Почему? Сами знаете.
Tags: teach
Subscribe

  • Сформулировалось

    Чем отличается школьное преподавание математики от преподавания программирования (т.н. "информатики")? На уроках информатики детей учат вещам,…

  • Возвращаясь к напечатанному

    Сложилось так, что сегодня есть повод вспомнить мой старый (еще 2011 года) пост О начальном обучении программированию P.S. А квест…

  • Выношу из комментариев

    Интересно, а ФИДО еще существует? Не "поверх tcp-ip", а в базовой архитектуре, которая, по выражению vitus_wagner, "ниже радара"? В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments