?

Log in

No account? Create an account
Про "Реальный театр" - ФилимоненковДО [entries|archive|friends|userinfo]
ФилимоненковДО

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про "Реальный театр" [Sep. 16th, 2011|03:57 pm]
ФилимоненковДО
[Tags|]

Каждое дело требует завершения, так что напишу про фестиваль "Реальный театр 11" и будем жить дальше.

Я так и не понимаю фабулу этого фестиваля. Название ничего не говорит (хотя, конечно, ничего нереального на нем действительно не происходит. Ну, просто по определению. Раз происходит, значит - реальность). Но вот раз в два года в Екатеринбург съезжаются театры и что-то показывают. По разному бывало, но чаще - что-то действительно хорошее и интересное. Так было и на этот раз. Не больше, не меньше.

Пробегусь по виденным мной спектаклям.

Омский драматический "Пятый театр". Молчанов, "День за жизнь". Не знаю, что по этому поводу думает так называемая "новая драма", относит этого автора к своим или нет, я в корпоративные дела не встреваю. Но и пьеса и спектакль явно в их стиле. Причем в хорошем стиле. Не без некоторых причуд, но в меру. Про двух молодых людей. Это главное, это очень важно, что про людей! Очень хорошая работа!

Французы. "Макбет. Комната страха". Чушь какая-то.

РАМТ. "Как кот гулял, где ему вздумается". По Киплингу. Полный блеск! Вот так и надо! И ведь ничего особенного. Что-то почти этюдное, какие-то мелкие находки... Но этих находок миллион! И чувствуется ведь, что не миллиард только чтобы не затягивать! Прекрасно! Между прочим, это ведь сказка. Так и детишки довольны, и взрослые не скучают. И артистам, похоже, нравится то, что они делают. Театр - он ведь и должен быть для удовольствия.

Омский драматический "Пятый театр". "Географ глобус пропил", по Алексею Иванову. Как я понимаю, спектакль оказался в программе фестиваля как замена не приехавшему "Красному факелу". Жаль, я бы не прочь продолжить свое знакомство с этим новосибирским театром, но и омский "Пятый театр" - это хорошо, как я теперь понимаю. Очень хорошо! Масштабная постановка, к которой больше всего подходит термин "роман". Впрочем, крупная форма привела к тому, что спектакль можно упрекнуть за отсутствие цельности. Проще смотреть на первое и второе действие, как на два разных небольших спектакля с некоторым стилевым единством. Ну два, так два, нам же больше :-)

Кстати, что особо подкупает у омичей - вы видели, сколько у них молодежи? И ведь отличные ребята. А чего бы не быть отличными, если и в работе, и рядом с состоявшимися профессионалами (дурацкий штамп. На самом деле молодежь сама уже и вполне состоявшаяся и профессиональная!) Но важно, что "Пятый театр" показывает себя живым организмом... Это далеко не везде так, увы. Но хоть где-то есть.

Я очень хочу в Омск посмотреть это театр на их сцене!

РАМТ. "Ничья длится мгновение", по прозе Мераса. Это тоже хороший спектакль. Лауреат "Золотой маски" как-никак. Но все-таки есть ощущение, что попытались спрятаться за литературу. Не все. Инна Липман была великолепна, Янкель, Исаак... А вот кое-кого из других персонажей можно было бы сделать и поинтересней. Но это, наверное, мои придирки. В целом впечатление вполне достойного спектакля.

Омский драматический "Пятый театр". Бухштайнер, "Осколки памяти". Я уже говорил, что омичи понимают необходимость играть конкретных людей. Они и тут пытались... но не совсем удачно. Все-таки, на мой взгляд, сорвались в публицистику. Немного жаль.

Театр "Мастерская". Вампилов, "Старший сын". Я уже писал про этот спектакль. Здесь же добавлю, что попытка воссоздать атмосферу шестидесятых тоже оказалась неудачной. Ну кто так танцует "Летку-Еньку"?! И вообще, шестидесятые - это конкретные годы, а не "все, что было до нас - примерно одно и то же". Вставки в брюки у Сильвы - это вторая половина семидесятых, чтоб вы знали. Как и халатик у Макарской, как и водолазочка у Нины. Там масса таких ляпов. Ну а главные претензии я уже высказал...

Пермский театр "У моста". МакДонах, "Безрукий из Спокэна". Не лучшая работа этого театра. Начнем с того, что и МакДонах - не пророк, и сама эта пьеса у него явно слабее тех ирландских историй, которые уже пермяки поставили. Боюсь, что сыграл стереотип. Похоже, существенным мотивом к постановке было просто желание поддержать бренд "первооткрывателей МакДонаха". А вот напрасно, "бренд" - слово из торгашеского лексикона, а у нас тут вроде как искусство. Нет?

Впрочем, постановка вполне на уровне. Хаять особо не за что. Очень надеюсь, что такой оценки "умостовцам" не достаточно!

Пермский академический "Театр-театр". "Дядюшкин сон". Якобы по Достоевскому, на самом деле музей восковых фигур в декорации а-ля "Кин-дза-дза". Чушь полная.

Малый драматический театр - театр Европы, Санкт-Петербург. Чехов, "Дядя Ваня". В хороших ресторанах после дегустации всякой экзотики положен глоток холодной воды - составители афиши "Реального театра" случайно или намеренно последовали этой логике. Не сказать, что постановка традиционная, но в новаторский приемах главное - чувство меры. Додину оно не изменило. Плюс прекрасные актерские работы. Что еще нужно для счастья?

Несколько общих слов. Коляда уже писал про распространение манеры говорить прямо в зал. Так вот. В том или ином виде это присутствовало во всех (прописью: во всех) просмотренных спектаклях. Ну, утверждать как Коляда, что это умеет один Ягодин, я не буду. Тут, на мой взгляд, другое важно. Господа режиссеры, если вам кажется, что этот прием оригинальный, то вы сильно заблуждаетесь. И ладно еще, когда спектакль действительно ставится по прозе, и пересказ своими словами того, что следовало сыграть - это от неумений драматурга-"инсценировщика". Но ведь и во вполне театральных пьесах каждый считает необходимым воткнуть взгляд в зал. Иногда ощущение, что прямо ногами прием впихивают. А как же, все так делают... Так вот, на мой взгляд "все так делают" - это как раз аргумент для того, чтобы поступить иначе. Ну, разумеется, для настоящего автора. Нет? Да? А если да, то какого черта?

Ну вот. Да, еще одно. Есть такая вещь, она называется "театральная атмосфера". Это когда ты приходишь в театр - и чувствуешь себя среди своих. С кем-то обмениваешься приветствиями, с кем-то перекидываешься парой фраз о вчерашнем фестивальном дне. Может быть в этом ощущении общности и состоит основная прелесть фестиваля? Очень может быть. На "Реальном театре" такая атмосфера есть! Спасибо тем, кто этот фестиваль создал и поддерживает. Будем ждать следующих.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: bogdanovskaya
2011-09-20 04:13 am (UTC)
Да, ощущение общности очень даже было. И разговоры-обсуждения слышны на улицах города, когда люди перемещаются с одной театральной площадки на другую.
(Reply) (Thread)